Закупочные категорийные стратегии (ЗКС) — это своего рода мини-правила, определяющие оптимальный подход к закупке той или иной категории товаров, работ и услуг, например, по легковым автомобилям или по компьютерной технике, которую закупают все наши дочерние организации. ЗКС разрабатывается исходя из максимизации выгод в долгосрочной, среднесрочной или краткосрочной перспективе.
Таким образом, ЗКС способствуют оптимизации затрат группы компаний Фонда, а также являются двигателем таких процессов как, модернизация производственных мощностей товаропроизводителей, сокращение процента отбраковки, увеличение межремонтных периодов, заключение долгосрочных контрактов, оптимизация операционных затрат заказчиков и прочее.
Оператором по категорийному управлению закупками в Холдинге является Центр компетенций Фонда по категорийному управлению закупками в лице нашей компании — ТОО «Самрук-Казына Контракт».
КАК РЕАЛИЗОВЫВАЮТСЯ ЗКС
ЗКС реализовываются на двух уровнях: на уровне портфельной компании, например, на уровне АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» или АО «НК «КазМунайГаз», по их специфичным отраслевым категориям товаров, работ и услуг.
Это такие категории, как «Тормозная колодка», «Ремонт грузовых вагонов», Трубы для добычи и бурения», «Нефтедобычные насосы», «Катализаторы каталитического крекинга»
ЗКС также управляются на уровне Фонда Центром компетенций Фонда.
При создании той или иной ЗКС проводятся аналитические процедуры, но не ограничивается перечисленным, такие как: анализ исторических затрат заказчика, утвержденных процедур по закупкам, анализируются их недостатки, качество поставок товаров или выполнения каких-то работ поставщиками. Также при разработке ЗКС важно понимать, каким образом заказчик планирует свою потребность в закупках. Детально изучается процесс регулирования договорных отношений с поставщиками, образование складских запасов. Для разработки категорийной стратегии необходимо изучить три важных критерия, это — сумма затрат, критичность категории для бизнеса и эффект синергии от консолидации объема закупок.
При анализе внешней среды проводятся маркетинговые исследования, изучаются новые рынки производства, необходимых заказчику товаров, технологии, а также мировой опыт и закупочные методики. Основываясь на полученных в процессе аналитической работы показателях, определяется подход к управлению закупочной категорийной стратегии, а также стратегия переговоров, прорабатываются сильные и слабые стороны заказчика и поставщика.
В каждой ЗКС прописан порядок закупки целой категории товаров, работ и услуг, в том числе охватывающие вопросы по закупу, хранению, транспортировку, обслуживание, ремонт и утилизацию. То есть, учитывается весь жизненный цикл товара от его приобретения до ликвидации или, как принято называть данные затраты — совокупная стоимость владения (ССВ). Инструмент ССВ позволяет определить наиболее эффективное использование того или иного производителя товара, и в конечном итоге ведёт к экономии и является одним из основных рычагов управления ЗКС.
ССВ и в целом КУЗ позволяют не только закупить качественные ТРУ по оптимальным ценам, но и осуществлять прямую поддержку отечественных товаропроизводителей на взаимовыгодных условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках категорийного управления закупками мы разместили заказы у наших товаропроизводителей на общую сумму 246 млрд. тенге.
В последние годы нами заключены стратегические соглашения с 38 отечественными производителями, что дает возможность нашим заказчикам напрямую осуществлять закупки специальной обуви, кабельно-проводниковой продукции, легковых автомобилей и автобусов, специальной техники, грузовых автомобилей.
На сегодняшний день, всего по группе Фонда 78 категорий закупок, из которых 11 управляются Центром Компетенции Фонда. С момента внедрения КУЗ закупки в рамках ЗКС проведены на сумму более 1 трлн. тенге. Выгоды от реализации ЗКС в размере 69 млрд. тенге в разрезе последних лет приведены в диаграмме:
млрд. тенге
Центр Компетенций Фонда планирует и дальше развивать данное направление. И одним из первых шагов станет пересмотр методологической части КУЗ, что позволит потенциальным поставщикам иметь доступ к планам по разработке и реализации той или иной ЗКС, закупочным процедурам, основным нормам по взаимодействию с Центром компетенций.
Таким образом, категорийное управление закупками может быть полезным инструментом не только для Фонда, но и для представителей бизнеса.
Не исключено, что представители крупного бизнеса изъявят желание использовать данный инструмент в своей закупочной деятельности, а мы в свою очередь, будем рады и открыты для сотрудничества.