В небольшом анонсе, посвященном грядущим изменениям в проведении предварительного квалификационного отбора (ПКО), мы затронули главный аспект перемен — упрощение процедуры для поставщиков и учет интересов Заказчика. Предвосхищая закономерные вопросы наших уважаемых подписчиков, хотим дать необходимые разъяснения.
Итак, с 1 января 2020 года мы будем руководствоваться новым Стандартом управления закупочной деятельностью АО «Самрук-Казына», который по количеству и качеству нововведений можно назвать революционным этапом в развитии закупок Фонда (мы писали об этой новости по ссылке: https://www.facebook.com/…/a.163937135633…/2399589230314570/).
Среди многочисленных нововведений особенно привлекает внимание упразднение двух критериев оценки потенциальных поставщиков — баллов и уровней критичности. Не менее важным является почти 10-кратное снижение количества анкетных вопросов.
Напомним вам о том, каким образом взаимосвязаны эти три параметра текущей версии ПКО. Уровень критичности товаров, работ и услуг — это термин, относящийся к этапу подачи заявления на прохождение ПКО. Для поставляемых товаров, работ и услуг стандартом предусмотрена классификация по трем уровням критичности в зависимости от годовой потребности закупок. Чем выше уровень, тем сложнее анкета. В свою очередь общая сумма баллов, присвоенная потенциальному поставщику по результатам предварительного квалификационного отбора, определяет его рейтинг.
Следовательно, уменьшение количества анкетных вопросов, не имеющих прямого отношения к деятельности поставщика, приведет к закономерному упразднению баллов, которые перестают быть главным критерием прохождения участником всей процедуры предквалификации. Поставщику больше нет необходимости ставить большое количество «Да» в анкете, чтобы набрать как можно более высокий рейтинг.
В новой модели ПКО приоритет отдается индивидуальному подходу к каждому потенциальному поставщику. Если раньше Квалификационный орган работал больше, как специализированное жюри, которое оценивало победителей по количеству баллов, то теперь при проведении аудита потенциального поставщика будут учитываться требования представителя заказчика или НПП «Атамекен». Это означает, что решение о назначении участнику статуса «предварительно квалифицированного» будет приниматься коллегиально.
Это существенно повлияет на такое неприятное явление, как появление в тендерах предприятий, не готовых должным образом для качественного исполнения заказов. В новой модели ПКО одной только заполненной анкеты для успешного участия в закупках будет недостаточно — придется реально улучшать бизнес-процессы внутри компании, чтобы соответствовать требованиям заказчика. Следовательно, оценка поставщику будет выставляться строго на бинарной основе: «Соответствует» или «Не соответствует».
Ознакомиться со Стандартом можно по ссылкам:
https://sk.kz/purchases/?temp=full&id=364&iblock=89
https://www.skc.kz/ru/regulations/?type=4
Подробнее о нововведениях Стандарта можно узнать в цикле публикаций на сайте ТОО «Самрук-Казына Контракт»: www.skc.kz и в социальных сетях: Instagram @samrukkazyna_contract, Facebook @wwwskckz.