В условиях глобального замедления темпов экономического роста и волатильности сырьевых рынка, одной из основных целей разработки и реализации Стратегии является снижение затрат и повышение операционной эффективности.
Так, в рамках разработки Стратегий, Центром компетенций Фонда используется ряд подходов и инструментов, направленных на оптимизацию затрат, которые доказали свою эффективность и которыми активно пользуются ведущие компании мира.
В частности, при анализе рынка и определении подходов реализации Стратегий компанией используется инструмент «Шахматная доска закупок», разработанная международной консалтинговой компанией A.T. Kearney, являющейся лидером в области совершенствования закупочной деятельности.
Шахматная доска A.T. Kearney делится на 4 базовых Стратегий:
- Низкая сила предложений и спроса — Управление потребностью;
- Высокая сила спроса — Конкуренция между поставщиками;
- Высокая сила предложения — Изменение природы спроса;
- Высокая сила предложения и спроса — Совместный поиск решений с поставщикам
Каждая из 4 базовых Стратегий описывает 16 подходов, направленных на оптимизацию закупочной деятельности, из которых подходы, относящиеся к верхней части шахматной доски, как правило, имеют большую сложность реализации.
Далее, 16 подходов разбиваются на 64 метода повышения эффективности закупок.
Важно отметить, что применение данного инструмента возможно только при условии наличия результатов анализа рынка, выводов и гипотез по ситуации рыночной силы спроса и предложений.
К примеру, в рамках разработки закупочной категорийной стратегии Фонда по категории «Автомобили легковые и автобусы», исходя из рыночной ситуации имеющей высокую силу предложений и спроса, определена основная стратегия поведения Фонда на рынке — «совместный поиск решений с поставщиками», обозначенный рычагом № 23 в Шахматной доске.
Таким образом, в рамках реализации Стратегии, Фондом заключены стратегические соглашения о партнерстве с отечественными производителями автомобилей и автобусов.
Далее, при актуализации Стратегии исходя из рыночной ситуации, Стратегией подбираются соответствующие рычаги на последующие периоды реализации Стратегии.
Пример, вырезка с ЗКС «Автомобили легковые и автобусы»
В целях анализа рынка и применения подобных закупочных инструментов, Центром компетенций Фонда в ходе разработки Стратегии направляются запросы в адрес потенциальных поставщиков, проводятся переговоры и встречи с целью получения большей информации о рыночной ситуации. Поэтому, получение обратной связи от представителей рынка имеет высокую значимость для правильного определения методов реализации той или иной Стратегии.