В повседневной практике управления знаниями в ТОО «Самрук-Қазына Контракт» передача накопленного опыта является обязательной процедурой. И это касается не только внутрихолдинговой активности, но и помощи государственным организациям.
Одной из важнейших структур на общем экономическом поле является холдинг «Зерде». На примере нашей недавней июньской встречи с коллегами из этого крупного объединения хотелось бы поделиться методологией такого рода коммуникаций.
Наш митап был посвящен развитию категорийного управления на уровне казахстанских государственных структур. Встреча носила ознакомительный характер и, в основном, касалась передачи опыта внедрения категорийного управления закупками (КУЗ) в Фонде «Самрук-Қазына».
С докладами для слушателей «Зерде» выступила команда департамента категорийного управления закупками (ДКУЗ): директор Рамазанов Д., эксперты Байниязова А., Абдирова А. Встреча была построена на живом диалоге, слушатели могли задавать вопросы, высказывать свое мнение.
ЗАКУПКИ ДОЛЖНЫ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ
В своих докладах спикеры использовали реальные примеры внедрения КУЗ в практику закупок крупнейших компаний Фонда: «КазМунайГаз», «Казпочта», «КТЖ», «Самрук-Энерго», «НАК «Казатомпром», «КЕГОК». Компании были выбраны в русле трансформации экономики Казахстана в 2016 году, и испытали на себе действенный эффект от работы новой стратегии закупок.
Стратегия «Автомобили легковые и автобусы» стала первой КУЗ, за счет которой была достигнута ощутимая экономия бюджетов компаний — 322 млн тенге. Благодаря стратегии «Кабельно-проводниковая продукция» из процесса закупок было устранено более одной тысячи перекупщиков, решены проблемы с разбросом цен.
Стратегические соглашения с отечественными кабельными заводами позволили устранить также зависимость от поставок продукции из ближнего зарубежья. Экономия средств составила убедительные 359 млн тенге. По стратегии «Специальная обувь» были сохранены средства в размере 251 млн тенге.
СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ
Обычными мерами наш департамент вряд ли смог бы добиться таких результатов. Айжан Байниязова, которая является одним из первых специалистов в Казахстане по КУЗ, поделилась опытом создания Центра компетенций. Запуск этого централизованного аппарата позволил консолидировать все знания и возможности по внедрению пилотных стратегий.
Маленькая рабочая группа, куда входила и Айжан, первым делом привлекла к работе опытных консультантов. Благодаря компетентному консалтингу была детально прописана методология по развитию КУЗ. В дальнейшем были разработаны новые стратегии в направлении медицинского страхования и электроэнергии.
Как объяснил слушателям холдинга «Зерде» директор департамента Рамазанов Дархан, именно с изучения методологии по внедрению КУЗ начинается работа по радикальному изменению принципа закупок в любой организации.
Докладчики поведали и о трудностях, с которыми столкнулись разработчики стратегий. Например, первопроходцам не стоит ожидать легкого пути в процессе унификации товаров, при выдвижении поставщикам консолидированных условий закупок. Предстоит сложная работа по формированию и сплочению категорийных групп специалистов из разных департаментов, на многих других этапах работы.
Изучая опыт внедрения категорийных стратегий от ТОО «Самрук-Қазына Контракт», госструктурам будет легче освоить этот прогрессивный метод закупок, альтернативы которому сейчас просто не существует.