Категорийное управление является одним из самых успешных инструментов в сфере закупок, повышающих прибыльность компаний и мотивирующих производителей своевременно и эффективно реагировать на возникающий спрос.
Дело в том, что помимо расходов на само приобретение товаров, категоризация позволяет учитывать сопутствующие расходы, возникающие при использовании купленного продукта. Например, дешевый агрегат в сравнении с более дорогим может потребовать в дальнейшем больше расходов на обслуживание (ремонт, найм дополнительного персонала и многое другое). Полученная таким образом совокупная стоимость владения будущей покупкой даст возможность группе компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына» разумно и дальновидно планировать свои закупки, что принесет дополнительный экономический эффект в масштабах Фонда. Именно с этой целью в 2016—2017 годах Фонд начал разработку и внедрение одного из самых эффективных и современных подходов — категорийное управление закупками.
Работы по созданию и внедрению категорийного управления были начаты Фондом в 2016 году на базе шести компаний: «КазМунайГаз», «НК «КТЖ», «НАК «Казатомпром», «Самрук-Энерго», «KEGOC», «Казпочта». В том же году была выпущена первая категорийная стратегия.
ПРЕИМУЩЕСТВА КАТЕГОРИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Применяя категорийную стратегию, можно объяснить парадокс, который всем знаком по поговорке «Скупой платит дважды». Рассчитывая затраты на владение продуктом на весь период эксплуатации, с учетом особенностей, качества и количества оборудования, заказчики могут получить ясную картину предстоящих расходов, а значит — выбрать товар, требующий меньших совокупных затрат. И, как показывает жизненный опыт, чем более качественный продукт или станок мы покупаем, тем меньше хлопот и материальных потерь он нам доставляет. Выстраивая общие затраты компании, заказчик может прийти к выводу, что выгоднее приобрести оборудование, например, не за пять, а семь миллионов тенге. Правда, следует оговориться, что правило «дорого, значит выгодно» не всегда работает. Только с помощью анализа вы получите лучшую условную цену.