КОНФЕРЕНЦИЯ
с обучающими элементами "Развитие предпринимательства в Атырауской области"
Дата проведения: 3 февраля 2023 г.
Место поведения: г. Атырау, здание Высшего колледжа APEC PetroТechnic актовый зал (г. Атырау, мкр.Нурсая, пр.Елорда, 24).
Участники:
- Первый Заместитель акима Атырауской области - Кайрат НУРТАЕВ.
- Генеральный директор ТОО «Самрук – Казына Контракт» - Мурат ТУРГАНБАЕВ.
- Член Правления-Руководитель аппарата НПП РК «Атамекен» - Бауыржан ОРАЗГАЛИЕВ.
- Модератор встречи - Директор региональной палаты предпринимателей Атыраускорй области - Еркинбек КАРАКЕШЕВ.
- Потенциальные поставщики, участники системы электронных закупок, бизнес-сообщество Атырауской области
В программе конференции:
09.30 – 10.00 |
Регистрация (по списку) |
10.00 |
Начало конференции |
10.00 – 10.10 |
Приветственное слово Первого Заместителя акима Атырауской области Нуртаева К. Т. |
10.10 – 10.20 |
Выступление Заместителя Генерального директора ТОО «Самрук – Казына Контракт» Рамазанова Д.Б. |
10.20 – 10.30 |
Выступление Члена Правления - Руководителя аппарата НПП РК «Атамекен» Оразгалиева Б.Е. |
10.30 – 10.40 |
Подписание трех - стороннего Соглашения, между акиматом Атырауской области, ТОО «Самрук – Казына Контракт» и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» |
10.40 – 12.00 |
Сессия 1 – СЕМИНАР:
- о новой модели закупок
|
12.00 – 13.30 |
Сессия 2 – СЕМИНАР: |
13.30 – 13.50 |
Сессия 3 – СЕМИНАР: |
13.50 – 15.00 |
B2B «Вопрос – Ответ» |
15.00 |
Завершение конференции |
Цель и задачи конференции
Главной отличительной особенностью запланированного на 3 февраля третьей выездной конференции от предыдущих станет ориентация на реальные запросы бизнеса. С привлечением специалистов ТОО «Самрук-Казына Контракт» планируется разобрать наиболее важные инсайты закупочной деятельности и рассказать о мерах поддержки отечественного предпринимательства, используемых Фондом «Самрук-Казына». Цель конференции заключается в том, чтобы в понятной форме донести до предпринимательского сообщества о том, как участвовать в закупках Фонда, какие меры поддержки отечественных производителей действуют в Фонде, как работает механизм предварительного квалификационного отбора, а также как организовать новое производство импортируемой продукции путем получения долгосрочного гарантированного заказа посредством заключения офтейк–контракта.
О компании ТОО "Самрук-Казына Контракт"
Образованное в 2009 году ТОО "Самрук-Казына Контракт" является Уполномоченным органом АО «Самрук-Казына» по вопросам закупок. С момента своего образования и по сей день организация ведет активную работу по повышению прозрачности и эффективности закупок на основе самых передовых международных стандартов и технологий.
Приоритетные направления деятельности:
•Содействие в реализации политики Фонда в сфере закупок•Мониторинг и анализ закупок компаний Холдинга
•Участие в разработке документов по совершенствованию закупок среди группы компаний Фонда
•Формирование комплексных баз данных потенциальных поставщиков, товаров, работ и услуг
•Мониторинг казахстанского содержания в закупаемых товарах, работах и услугах
•Создание, развитие и функционирование информационных систем в сфере закупок
•Формирование и ведение Перечней добросовестных и ненадежных поставщиков
Промежуточные итоги деятельности ТОО «Самрук-Казына Контракт» за 2022 год
Объем закупок, показатели местного содержания за период 2021 – 2022 гг.
Развитие местного содержания неразрывно связано с приобретением товаров, работ и услуг у местных поставщиков. Так, по итогам 2022 года общий план закупок по группе компаний Фонда составил 3,7 трлн. тенге, сумма заключенных договоров - 3,6 трлн. тенге. По итогам 1 полугодия 2022 года общий план закупок по группе компаний Фонда составил 3,3 трлн. тенге, из них сумма заключенных договоров закупок - 2,6 трлн. тенге, при этом за аналогичный период 2021 года данный показатель составил 2,5 трлн. тенге. При этом доля местного содержания по итогам 2022 года составила 79%.
Программа импортозамещения
Программа содействия созданию новых производств (импортозамещения), действует с 2018 года и регулирует вопросы заключения долгосрочных офтейк-контрактов сроком до 5 лет между организациями Фонда и потенциальными производителями. Программа позволяет производственным компаниям реализовывать офтейк-контракты с компаниями Фонда, обеспечивает рост бизнеса и принятие эффективных решений для поддержки казахстанских производителей.За период с 2018 года по настоящее время одобрено 52 проекта по созданию новых производств и заключено 285 офтейк-контрактов на общую сумму порядка 93,2 млрд. тенге. Также нужно отметить, что Фондом на ежегодной основе (с ежеквартальной актуализацией) утверждается Пул товаров для импортозамещения по которым имеется долгосрочная потребность у организаций Фонда. На сегодняшний день Пул товаров для импортозамещения (с указанием наименования продукции, закупочных кодов, заказчиков, технических спецификаций, страны происхождения товара и долгосрочной потребности) состоит из 4 560 товарных позиций на общую сумму порядка 141 млрд. тенге, которые не производятся на территории Республики Казахстан. Это проекты от производства гаечных ключей до катализаторов нефтепереработки.Предварительный квалификационный отбор (ПКО)
С момента утверждения Фондом в 2015 году Политики по управлению закупочной деятельностью Товарищество выступает уполномоченным органом по проведению процедур предварительного квалификационного отбора (ПКО) потенциальных поставщиков, по результатам которых формируется и ведется Перечень квалифицированных поставщиков для дальнейшего участия в закупках организаций Фонда. Данная политика широко распространена в мировой практике и придерживается международными компаниями в ведении закупочной деятельности, и призвана обеспечить повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг, снижение рисков, связанных со сроками поставок и качеством. В свою очередь, квалифицированность потенциальных поставщиков подразумевает соответствие поставщика международным стандартам и соответствующему уровню предъявляемых требований по качеству, ресурсам, производственным мощностям и т. д. Утвержденная Фондом Политика определила принципы и подходы к проведению процедур предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков, заинтересованных в участии в закупках организаций Фонда.
По итогам 2022 года:
· В Реестр КПП включено - 131 потенциальных поставщика (114 уникальных).
· Разработано совместно с ПК Фонда 24 категории.
· В рамках процесса ПКО 2.0 закуплено на сумму свыше 200 млрд. тенге у казахстанских компаний. Не обладаем данной информацией
· Всего в Реестр КПП по итогам ПКО включено 221 потенциальных поставщиков (из них 181 уникальных), разработано совместно с ПК Фонда 49 категорий.
Категорийное управление закупками
Фондом успешно применяется механизм категорийного управления закупками, где обеспечивается точечная поддержка отечественных товаропроизводителей. Целью проекта было внедрение лучших практик за счет применения различных инструментов для эффективной организации обеспечения ТРУ и экономии значительных сумм в закупках. Благодаря данному механизму по итогам 2022 года на 20% сокращены расходы портфельных компаний, а отечественные товаропроизводители получили заказы на 250 млрд. тенге. С целью поддержки отечественных производителей сырья в рамках ЗКС «Специальная одежда» заключен меморандум между Фондом и производителем текстиля ТОО «Azala Textile». Кроме того, в рамках данной ЗКС предусмотрено обязательное требование к потенциальным поставщикам об использовании отечественного сырья (ткани, фурнитуры и утеплителей). Также в рамках нового порядка предусмотрена норма об обязательном согласовании Перечня категорий закупок Фонда и организаций Фонда для разработки ЗКС с НПП.
Цифровизация
Веб-портал закупок Фонда на платформе zakup.sk.kz разработан и внедрен поэтапно начиная с 2017 года. Сегодня это единый портал, в котором совершается полный цикл от планирования потребности в товарах, работах и услугах, далее проведение закупок, заключение и исполнение договоров, заканчивая поставкой товаров на склад. В 2022 году осуществлена доработка по изменениям методологии закупок в рамках повышения прозрачности:
- Машиночитаемый формат (возможность провести анализ процесса закупок компаний Фонда по различным параметрам - планы и итоги закупок, цены закупаемых ТРУ, решения, принятые Заказчиками по одному источнику). Теперь любой желающий сможет проанализировать все закупки компаний Фонда по различным параметрам.
- Также внедрен институт обжалования итогов тендеров. Теперь каждый бизнесмен, недовольный итогами того или иного тендера, сможет подать апелляцию. Все жалобы открыто публикуются на веб-портале zakup.sk.kz. Кроме того, данные о закупах Фонда будут под постоянным мониторингом Агентства по противодействию коррупции и Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
В то же время поставщики будут получать уведомления в случае объявления закупки. Таким образом, все процессы закупок объединены на единой информационной площадке, в том числе процедура предварительного квалификационного отбора.
Вместе с тем, Фондом прорабатывается вопрос интеграции в части предоставления данных о закупках с Агентством по противодействию коррупции (подписан меморандум о сотрудничестве) и АЗРК, а также в получении данных о налогах потенциальных поставщиков (фин. устойчивость) от КГД.
Меры поддержки бизнеса/ МСБ
Следует отметить, что в рамках реализации поручений правительства фонд в период пандемии внедрил следующие меры поддержки казахстанского бизнеса, которые действуют до настоящего времени. В их числе:
1) освобождение отечественных товаропроизводителей от всех видов обеспечений, в том числе возврата аванса. Обязательная выплата аванса в размере не менее 30% от суммы договора не только в тендерах, но и в закупках способом запроса ценовых предложений;
2) для отечественных товаропроизводителей и МСБ (в электронном магазине) расчет в течение 5 рабочих дней с даты поставки товара;
3) предоставление преференций (льгот) для представителей МСБ:
- условная скидка субъектам МСБ в размере 1% при участии в тендерах;
- приоритет субъектам МСБ при равенстве наименьших цен потенциальных поставщиков;
4) установлен минимальный срок поставки для всех товаров, закупаемых у отечественных производителей – не менее 60 дней, для сложных товаров – не менее 120 дней (ранее - 60 дней, и только по определенным товарам).
При этом сохраняются ранее действовавшие меры поддержки, а именно:
1) безусловный приоритет закупок товаров у отечественных товаропроизводителей;
2) обязательное применение казахстанских материалов при проектировании и строительстве;
3) обязательное осуществление закупок программного обеспечения и IT-продукции у казахстанских разработчиков;
4) обязательный закуп товаров «экономики простых вещей» упрощенным способом запроса ценовых предложений;
5) гарантированные офтейк-контракты ОТП, реализующим проект импортозамещения;
6) предоставление условной скидки ОТП в размере 5% при участии в тендерах;
7) преференция ОТП при равенстве наименьших цен потенциальных поставщиков;
8) обязательное признание закупки состоявшейся при наличии 1 ОТП;
9) сокращенный перечень документов для ОТП;
10) предоставление возможности производителям, производящим товар, однородный с закупаемым, участвовать в закупках среди отечественных товаропроизводителей при условии предоставления декларации, гарантирующей организацию производства.
Контроль закупочной деятельности, жалобы
Централизованная служба по контролю за закупками Фонда (далее – ЦСКЗ Фонда), осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее – Закон) и Правилами проведения контроля Фонда. Так,
Помимо вышеизложенного, в рамках своей деятельности, Фонд взаимодействует с правоохранительными органами РК. Также согласно Закону, одним из оснований для проведения контроля является поступившее постановление правоохранительных органов. Вместе с этим, предусмотрено обязательство Фонда по передаче информации с подтверждающими документами в правоохранительные органы при выявлении по результатам контроля факта, содержащего признаки состава уголовного правонарушения.· в 2021 году Централизованной службой по контролю за закупками было рассмотрено 3 541 жалоба;
· за первое полугодие 2022 года рассмотрено 2 415 жалоб;
· на веб-портале закупок реализован функционал «Электронное обращение», позволяющий заявителям подавать обращение в электронном виде и отслеживать статус их рассмотрения;
· реализован функционал «Реестр жалоб», позволяющий всем желающим ознакомиться с результатами проведенного контроля.