На сегодняшний день категорийный менеджмент является, пожалуй, одним из самых стратегических процессов закупок товаров и услуг, который связывает бизнес-цели и требования клиентов с возможностями рынка и который максимизирует долгосрочную ценность для организации. Впервые АО "Самрук-Казына" задумался об изучении механизма категорийного управления закупками, когда стартовал процесс цифровизации закупок дочерних предприятий Фонда. Важно было не травмировать восприятие бизнеса принципиально новой моделью проведения закупок. После изучения международного опыта, разработки плана и методологической документации, в 2016 году Фонд приступил к поэтапному вводу категорийного управления закупками. Сегодня Центром компетенций Фонда разработано 12 закупочных категорийных стратегий, 3 из которых ориентируются на поддержку отечественных производителей. В рубрике "Категорийное управление закупками" мы продолжаем информировать наших читателей о методе шахматной доски закупок А.T. Kearney, в частности о Рычаге «Развитие поставщика» и механизме получения от этого взаимного эффекта.
В рамках реализации проекта по закупочной категорийной стратегии по категории «Специальная одежда» (далее – Стратегия), управляемой на уровне Фонда, в типовых условиях договора предусмотрено исполнение таких ключевых показателей деятельности (KPI), как:1) Коэффициент исполнения обязательств по поставке в срок (On-Time Delivery)
2) Коэффициент качества продукции, рекламации на поставляемую продукцию (Production quality)
3) Коэффициент количества отбракованной продукции на входном контроле (Rejected products)
4) Коэффициент соответствия критериям ESG (Principles ESG). Данный показатель применяется в случае осуществления закупок равной и (или) превышающей 7 млн.тенге (без НДС)
5) Коэффициент исполнения доли внутристрановой ценности (в Стратегии местное содержание)
Когда пороговое итоговое значение KPI достигает показателя не ниже уровня ≥85%, Заказчик обязан пролонгировать договор с текущим поставщиком. При этом, Поставщик имеет право на дополнительные объемы поставок, путем подписания с Поставщиком дополнительного соглашения сроком на 1 (один) год на условиях действующего договора (в т.ч. при условии не изменения цен).
Так, на примере компании ТОО «INVESTMENT SOLUTIONS ASTANA» (г.Астана), осуществляющего производство и поставку перчаток, мы можем наглядно наблюдать рост объемов производства в период с 2020 по 2022гг.
Ниже на слайдах видно увеличение объемов в натуральном и стоимостном выражении более чем в 3 раза, а также рост выплат налогов и рабочего персонала на предприятии 87%.
Динамика в стоимостном выражении, в млн.тенге без НДС (2020-2022гг.) Динамика объемов закупок в натуральном выражении, ед. (2020-2022гг.)
Динамика увеличения уплаченных налогов, в млн.тенге Динамика увеличения рабочего персонала (чел.)
Применения данного подхода способствовало получению ряда выгод и преимуществ:
- у ТОО «INVESTMENT SOLUTIONS ASTANA» появились гарантированные объемы, составляющие в среднем более 80% объемов закупок по группе компаний Фонда от общей поставки
- завод расширил номенклатуру производимой продукции (геотекстиль, обтирочный материал), повысил уровень заработной платы производственным работникам (более чем на 20%), освоил направление безотходного производства, что соответствует принципам ESG (Principles ESG), основанные на защите окружающей среды, создании благоприятных социальных условий, добросовестном отношении с сотрудниками и клиентами и надлежащем корпоративном управлении
- группа компаний Фонда экономит на трудовых и временных ресурсах, сокращая время на осуществление процедур закупок и выбора поставщика, при этом максимально сохраняя цены на уровне предыдущих договоров
Механизм категорийного управления закупками в очередной раз демонстрирует реальную поддержку местному производству и указывает на действенные механизмы эффективности и необходимости внедрения инструментов данного направления в квазигосударственном и государственном секторах экономики.
В дальнейшем мы будем продолжать знакомить наших читателей с положительными эффектами применения инициатив и рычагов по методу шахматной доски закупок А.Т.Kearney на примере отечественных товаропроизводителей.