Все новости
10 декабря 2019

КАТЕГОРИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ

КАТЕГОРИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ

Поводом для беседы на тему категорийного управления закупками стал растущий интерес казахстанских компаний к прогрессивным инструментам для бизнеса. Нет сомнений, что КУЗ входит в топ-лист самых востребованных знаний, которыми должен обладать любой директор компании или предприниматель.

О развитии закупочных стратегий нам рассказала Абдирова Айнур, эксперт департамента категорийного управления закупками ТОО «Самрук-Казына Контракт». На сегодняшний день ДКУЗ является, пожалуй, самой компетентной структурой в Казахстане, имеющей не только теоретическую базу, но и реальный опыт запуска и реализации категорийных стратегий.

Айнур, в чём ключевое различие между обычной закупкой и категорийной закупочной стратегией?

Прогрессивность категорийного управления заключается в том, что при выборе поставщика главным критерием становится не только цена товара или услуги, а совокупная стоимость владения и обслуживания, которая может сильно отличаться от первоначальных ожиданий.

Как было воспринято нововведение на рынке закупок и традиционных тендеров?

Впервые Фонд задумался об изучении этого метода, когда стартовал процесс цифровизации закупок дочерних предприятий Фонда «Самрук-Казына». Важно было не травмировать восприятие бизнеса принципиально новой моделью проведения закупок. После изучения международного опыта, разработки плана и методологической документации, в 2016 году Фонд приступил к поэтапному вводу категорийного управления закупками.

Какой минимум информации требуется для планирования и разработки такого рода стратегии?

Важно знать, каким образом заказчик планирует свои потребности в закупках. Детально изучается процесс регулирования договорных отношений с поставщиками, образование складских запасов. А вообще, до создания и выбора категории закупок для разработки категорийной стратегии следует изучить три критерия: сумма затрат, критичность категории для бизнеса и эффект синергии от консолидации объёмов закупок.

Насколько учитывается специфика каждого предприятия и закупочной среды в целом?

Отраслевые особенности каждой компании очень важны для нас. Важно понимать, что группа компаний Фонда — это огромный механизм, состоящих из множества сложившихся производственных отношений. Помимо этого, существует необходимость повышения инвестиционной привлекательности каждой организации, и это тоже входит в круг наших задач.

Айнур, можете привести какой-нибудь пример для понимания новой модели закупок?

Давайте рассмотрим такую распространённую в нашем Фонде отрасль, как транспортные услуги. Предположим, что разработчики решили создать категорию закупок «Транспортные услуги». Так вот, при создании данной категорийной стратегии в категорию включаются не только транспортные услуги, но и всё, что потребует расходов: от покупки или аренды автомобилей, запасных частей до обучения водителей и затрат на ГСМ. В отличие от простой модели закупок, категорийное управление учитывает всю цепочку, от отношений с поставщиками и их сменяемость, наличие рынка, складские запасы и оборачиваемость, а также и процесс утилизации.

Каков результат работы направления КУЗ на сегодняшний день?

Группой Фонда на сегодняшний день разработано более 111 категорийных стратегий. Сформированы категорийные команды практически во всех дочерних компаниях Фонда, включая такие крупные акционерные общества как «Казмунайгаз», «КТЖ», «Самрук-Энерго», «Казатомпром», «Кегок» и другие.

Непосредственно на поддержку отечественных предпринимателей направлено более 40 стратегий из этого списка, еще 33 стратегии ориентируются на отечественных поставщиков товаров. Есть и стратегии, направленные на поставку товаров, которого в Казахстане пока нет.

Каковы перспективы развития этой модели закупок?

Мы полагаем, что до 2025 года практически 80% закупок по группе Фонда будет проводиться по категорийным стратегиям. Уже сейчас наши стратегии оценили представители лёгкой и обрабатывающей промышленности, казахстанское машиностроение и другие.

Плодотворно сотрудничают с группой дочерних компаний Фонда производители погружных насосов, труб ПВХ и ПНД, кабельные заводы.

С перечнем этих стратегий читатели могут ознакомиться на сайте Фонда https://www.sk.kz/. Разумеется, закупочные стратегии содержат и конфиденциальную информацию. Но поставщики всегда могут обратиться к категорийным менеджерам Фонда или нашей компании ТОО «Самрук-Казына Контракт». Мы всегда готовы рассказать о подходах к созданию наших стратегий, квалификационных требованиях к производителям.